Начну с теории что бы понятна была терминология, без знания теории просто никуда ни деться. Я не стал выдумывать то что описано не раз, так что статья о экспозиции взята из Википедии.
Экспози́ция — произведение освещенности светочувствительной матрицы (фотоплёнки) на время освещения. Выражается в лк*с (люксах на секунды).
Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с заданной чувствительностью получить количество света, нужное для сохранения изображения – это техническая характеристика каждой светочувствительной матрицы (фотоплёнки). Чем больше светочувствительность (ISO 50/100/200/400/800/1600/3200) матрицы (фотоплёнки), тем требуется меньшая экспозиция.
А вот влиять на экпсозицию мы можем через 3 элемента это выдержка, диафрагма и чувствительность матрицы (фотопленки)
Вы́держка — интервал времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для получения кадра (экспонирования кадра), т. е. светочувствительный фотографический материал подвергается непрерывному действию света.
Во многих современных фотоаппаратах используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:
8000 (1/8000 c)
4000 (1/4000 c)
2000 (1/2000 c)
1000 (1/1000 c)
500(1/500 с)
250(1/250 с)
125(1/125 с)
60(1/60 с)
30(1/30 с)
15(1/15 с)
8(1/8 с)
4(1/4 с)
2(1/2 с)
1 с
2 с
...
B — "Bulb". Ручная выдержка (затвор открыт до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора или не поступит сигнал с пульта дистанционного управления)
Диафра́гма (от греч. διάφραγμα — перегородка) — устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять светосилу объектива — соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта.
Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия) основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: 1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64.
Изменяя соотношение выдержки и диафрагмы (экспопара) мы и получаем все многообразие возможных вариантов снимка. То есть творческая зона как раз и заключается в выборе именно той экспопары которая наилучшим образом поможет решить поставленную задачу.
Посмотрим что это означает на практике…Начнем пожалуй с диафрагмы и посмотрим как влияет диафрагма на изобразительные возможности фотографии Для начала опять немного теории которая описывает каким образом можно проконтролировать этот процесс во время съемки.
Те кто сталкивался с пленочными фотоаппаратами знают, что на объективе нанесена шкала глубины резкости при помощи которой всегда можно видеть что попадает у нас в резко изображаемое пространство. В современных объективах зеркальных камер, и тем более компактов, такой шкалы уже нет, но все равно зеркальный аппарат дает возможность визуально проверить глубину резкости путем закрытия диафрагмы до выставленного значения (обычно есть отдельная кнопка-репетир, позволяющая прикрыть диафрагму).
Если мы имеем дело с каким либо компактом, то тут дело несколько осложняется тем, что мы не можем визуально увидеть что будет резким до момента съемки, но учитывая что можно легко снять и просмотреть сразу получившийся кадр на котором все будет видно, то и эта проблема в общем то легко решаема. если сделать несколько пристрелочных кадров и просмотреть результат на экране В дальнейшем Вы и без этих пристрелочных кадров будете прекрасно понимать насколько глубоко будет у нас резкость по мере закрытия диафрагмы.
Начало
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12010-06-07 21:03:37
Поделиться22010-06-07 21:04:16
Рассмотрим некоторые примеры:
Первый пример как раз показывает на то что мы понимаем под термином глубина резкости. Я специально отобрал эту фотографию (хоть гусеница и повернулась ко мне задом) но здесь очень хорошо видно распределение резкости по глубине фотографии. Диафрагма была частично прикрыта примерно на ¼ и как видно глубина резкости составила примерно 4-5 сантиметров. При полностью открытой диафрагме резко получилась бы только часть гусеницы.
Пример второй. При макросъемке глубина резкости сама по себе мала, но если стоит задача показать окружение съемки, то прикрыв диафрагму до 2/3 можно получить хоть и не резкий но вполне узнаваемый фон. В некоторых случаях это можно использовать. Здесь я хотел показать, что паук свил гнездо среди листьев клематисов.
Пример третий. При использовании длиннофокусного объектива дополнительное открытие диафрагмы приводит к полному размытию заднего плана. В данном случае я хотел снять соловья, он сидел на отдельной ветке, но сзади него был очень пестрый фон и он полностью на нем терялся. Я сделал несколько снимков, и только при полностью открытой диафрагме получился тот результат которого я и хотел.
На следующем примере я хотел бы показать как можно снять предмет примерно одного цвета с фоном. Снежинки на ветке в мороз очень красивые, но белое на белом практически полностью скрывало их контуры. А вот полностью открытая диафрагма помогла выявить детали отдельных снежинок.
При съемке пейзажа бывает очень важно показать резко прям от ног и до горизонта, в этом нам может помочь полностью закрытая диафрагма, глубина резкости тут очень велика и можно прекрасно видеть и траву под ногами и красавец Эльбрус на горизонте…
А вот случай когда вступает в противоречие увеличенная глубина резкости и желание сильно размыть передний план. Передним планом тут является иллюминатор самолета, не отличающийся большой чистотой и плюс к тому еще и поцарапанный, пришлось ставить маленькую диафрагму и поднести объектив практически в упор к стеклу что бы оно вышло из зоны резкости.
Ну вот вроде и все примеры которые я хотел бы показать… Если Вы обратили внимание я не говорил конкретных значений диафрагмы, не суть важны цифры и зависят они в большой мере от того объектива которым вы в данное время снимаете. Главное тут понять, что глубиной резкости можно управлять и пользуясь этим получить интересные результаты . И еще одно замечание, старайтесь избегать крайних значений диафрагмы, если у Вас не супер-пупер навороченный объектив то как в полностью открытой так и в полностью закрытой диафрагме возможны искажения которые вполне могут испортить весь снимок. Ну и на последок хотелось бы сказать что почти все из того что показал снято вовсе не зеркалкой… а продвинутым компактом Nikon 8800, правда остальное все таки Nikon D200