Начну с теории что бы понятна была терминология, без знания теории просто никуда ни деться. Я не стал выдумывать то что описано не раз, так что статья о экспозиции взята из Википедии.
Экспози́ция — произведение освещенности светочувствительной матрицы (фотоплёнки) на время освещения. Выражается в лк*с (люксах на секунды).
Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с заданной чувствительностью получить количество света, нужное для сохранения изображения – это техническая характеристика каждой светочувствительной матрицы (фотоплёнки). Чем больше светочувствительность (ISO 50/100/200/400/800/1600/3200) матрицы (фотоплёнки), тем требуется меньшая экспозиция.
А вот влиять на экпсозицию мы можем через 3 элемента это выдержка, диафрагма и чувствительность матрицы (фотопленки)
Вы́держка — интервал времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для получения кадра (экспонирования кадра), т. е. светочувствительный фотографический материал подвергается непрерывному действию света.
Во многих современных фотоаппаратах используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:
8000 (1/8000 c)
4000 (1/4000 c)
2000 (1/2000 c)
1000 (1/1000 c)
500(1/500 с)
250(1/250 с)
125(1/125 с)
60(1/60 с)
30(1/30 с)
15(1/15 с)
8(1/8 с)
4(1/4 с)
2(1/2 с)
1 с
2 с
...
B — "Bulb". Ручная выдержка (затвор открыт до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора или не поступит сигнал с пульта дистанционного управления)
Диафра́гма (от греч. διάφραγμα — перегородка) — устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять светосилу объектива — соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта.
Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия) основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: 1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64.
Изменяя соотношение выдержки и диафрагмы (экспопара) мы и получаем все многообразие возможных вариантов снимка. То есть творческая зона как раз и заключается в выборе именно той экспопары которая наилучшим образом поможет решить поставленную задачу.
Посмотрим что это означает на практике…Начнем пожалуй с диафрагмы и посмотрим как влияет диафрагма на изобразительные возможности фотографии Для начала опять немного теории которая описывает каким образом можно проконтролировать этот процесс во время съемки.
Те кто сталкивался с пленочными фотоаппаратами знают, что на объективе нанесена шкала глубины резкости при помощи которой всегда можно видеть что попадает у нас в резко изображаемое пространство. В современных объективах зеркальных камер, и тем более компактов, такой шкалы уже нет, но все равно зеркальный аппарат дает возможность визуально проверить глубину резкости путем закрытия диафрагмы до выставленного значения (обычно есть отдельная кнопка-репетир, позволяющая прикрыть диафрагму).
Если мы имеем дело с каким либо компактом, то тут дело несколько осложняется тем, что мы не можем визуально увидеть что будет резким до момента съемки, но учитывая что можно легко снять и просмотреть сразу получившийся кадр на котором все будет видно, то и эта проблема в общем то легко решаема. если сделать несколько пристрелочных кадров и просмотреть результат на экране В дальнейшем Вы и без этих пристрелочных кадров будете прекрасно понимать насколько глубоко будет у нас резкость по мере закрытия диафрагмы.